Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/669"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
принимаются за нечто другое. Так, Петр ошибался не
только тогда, когда видел сосуд и принимал его содержимое
не за подобия тел, а за сами тела, но и тогда, когда,
освобожденный ангелом от оков, он шел за ним телесным
* образом и, поставленный лицом к лицу с телесными
формами, думал, что это видение. Ибо как в сосуде
находились духовные и лишь подобные телам образы, так
и телесное освобождение от оков по причине чуда было
только подобно духовному. Но душа его ошибалась лишь
потому, что принимала то и другое за нечто иное. Поэтому,
хотя то, что души, разлучившись с телами, испытывают
хорошего или дурного, не телесно, а подобно телесному,
так как и сами души представляются самим себе подобными
своим телам, но и радость эта, и это томление истинны,
происходя от духовной субстанции. Так и в снах имеет
значение, видим ли мы себя в радостном, или тягостном
состоянии. Некоторые жалеют, что просыпаются, если
видят во сне вещи, которые им приятны, и наоборот,
напуганные и потрясенные ужасами и муками, прос-
нувшись, боятся заснуть, чтобы не привиделось им то же
самое снова. А само собою понятно, что адские муки
гораздо ужасней, а потому и чувствуются они гораздо
сильнее. И действительно, люди, которые находились в
отрешении от телесных чувств, хотя и не таком, какое
бывает при действительной смерти, однако более глубоком,
чем во сне, рассказывают, что видели вещи куда более
страшные, чем какие видятся во сне. Итак, ад существует
несомненно, но сущность его, думаю, не телесная, а
духовная.
Глава XXXIII
Не следует слушать и тех, которые утверждают, будто
ад имеет место в настоящей жизни, а после смерти его
нет. Пусть они представляют его себе так, как толкуют
ад поэтические измышления, — мы не должны отступать
от авторитета божественных Писаний, которым только и
надобно верить относительно этого предмета. Впрочем, мы
могли бы показать, что и их мудрецы нисколько не
667