Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Его, но все же тварь, которая, когда стремится созерцать
этот свет, борется со своей слабостью и из-за этого мало
успевает. Отсюда, впрочем, и все (остальное) она разумеет
так, как может. Поэтому, когда она восхищается к созер-
цанию того света, и, отрешившись от телесных чувств,
живее уносится к этому видению, конечно, не через
пространства и расстояния, а своим особенным образом,
то даже и там, наверху всего, если видит наконец то, при
помощи чего все видит, она видит так, как сама в себе
разумеет.
Глава XXXII
Если же теперь меня спросят, в телесные ли какие-
нибудь места переносится душа, когда выходит из тела,
или в бестелесные, но подобные телесным, или даже и
не сюда, а туда, что превосходнее и тел, и телесных
подобий, то я вкратце отвечу так: в телесные места она
или переносится только с каким-либо телом, или же не
переносится. А имеет ли она какое-нибудь тело, когда
выходит из своего тела, это пусть утверждает тот, кто
может доказать; я же так не думаю. Я считаю ее духовной,
а не телесной. В духовные же места она переносится
смотря по заслугам, т. е. или в подобные телесным места
наказания, на какие часто ссылаются люди, которые были
восхищены от телесных чувств и, оставаясь подобно мерт-
вым, видели адские наказания, так как они имели на себе
подобие и своего тела, благодаря которому могли пере-
носиться в те места, и подобия чувств, испытывая ими
мучения. А я не вижу основания, почему бы душа, имея
подобие своего тела, когда тело ее лежит без чувств, хотя
оно и не совершенно мертво, между тем как сама видит
вещи, о коих рассказывают люди, находившиеся в состо-
янии подобного восхищения, не имела этого подобия
тогда, когда в минуту совершенной смерти выходит совсем
из тела. Итак, она переносится или в эти места мучений,
или в подобные же телесным места покоя и радости.
Между тем, будет ошибкой назвать и эти наказания,
и этот покой и радость ложными: они ложны тогда, когда
666