Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/666"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Иерусалим, который в переводе значит "видение мира" и
в то же время представляет собою город, означает и
Иерусалим вечный — наше общее отечество на небесах
как вместе с теми, которые спасены надеждою и терпеливо
ожидают, надеясь на то, чего не видят (Рим. VIII, 24,
25), так и (со спасенными) через Церковь многоразличной
премудрости Божией, а также со святыми Ангелами, с
которыми после настоящего странствия предстоит созерцать
ее (мудрость Божию) бесконечно.
Глава XXIX
Но если третье небо, куда был восхищен апостол,
понять в том смысле, что выше него существует, как
думают, четвертое и даже еще несколько небес, в числе
коих третье занимает низшее место (одни насчитывают их
семь, другие — восемь, третьи — девять, а некоторые
даже десять, утверждая, с другой стороны, что и в том
небе, которое называется твердью, существуют последова-
тельно многие (небеса), а потому умозаключают, что все
они телесны, о чем, впрочем, рассуждать в настоящем
случае неуместно), то, возможно, кто-нибудь станет наста-
ивать или, пожалуй, даже доказывать, что существует много
степеней и в духовном и разумном роде зрения, и притом
степеней различных, смотря по большей или меньшей
ясности откровений. Но как бы каждый ни понимал и
ни представлял себе этот предмет, один так, другой иначе,
я, кроме указанных трех родов зрения, других не знаю,
а потому не могу и что-либо утверждать. Честно говоря,
не знаю я и того, сколько существует различий в каждом
из этих родов, так чтобы в каждом из них, взятом в
отдельности, одно последовательно было лучше другого.
Глава XXX
Но как в телесном свете есть небо, которое мы видим
над землею и с которого сияют нам светила и звезды,
664