Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/664"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
воспринять разумная тварь, отрешившись от всякого те-
лесного чувства и от всякого знаменующего гадания духа.
Ибо написано так: "Итак, если я приобрел благоволение
в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я
познал Тебя" (Исх. ХХХШ, 13), хотя несколько выше
сказано, что Господь "говорил с Моисеем ушцем к лицу,
как бы говорил кто с другом своим". Следовательно,
Моисей понимал то, что видел, но желал того, чего еще
не видел. Ибо и несколько ниже, когда Бог сказал Моисею:
"Ты приобрел благоволение в очах Моих", Моисей отвечает
Богу: "Покажи мне славу Твою" и получает от Господа
знаменательный ответ: "Лица Моего не можно тебе увидеть;
потому что человек не может увидеть Меня и остаться в
живых". А потом Господь прибавил: "Вот место у Меня:
стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя,
Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою
Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты
увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо" (Исх.
ХХХШ, 17 — 23). Однако, дальше Писание не говорит,
что так произошло телесным образом; а отсюда понятно,
что сказанное относится к Церкви. Ибо это она — место
у Господа, так как Церковь — храм Его и создана на
камне, да и все остальное, сказанное тогда, соответствует
именно такому пониманию.
Но, с другой стороны, если бы Моисей не удостоился
видеть желанной им славы Господней, то в книге Чисел
Бог не сказал бы Аарону и Мариам, брату и сестре его:
"Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь
ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом
Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем. Устами
к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и
образ Господа он видит" (XII, 6 — 8). Это надобно
понимать уже не по телесной субстанции, которая пред-
ставляется плотским чувствам, ибо через телесную тварь,
конечно, говорил Бог с Моисеем лицом к лицу; так же
точно, т. е. при посредстве телесной и доступной телесным
чувствам твари говорил Он и в настоящем случае с теми,
кого укорял и перед которыми хвалил заслуги Моисея.
Поэтому несравненно таинственнее и явственнее говорит
662