Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/663"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
откровения может и не знать, вышел ли он из тела, или
же находится еще в теле, а видит все это отрешенным
от чувств духом, ибо восхищенный может не знать этого,
если о том не будет ему сообщено.
Но если душа восхищается даже выше этих созерцаемых
духом подобий, так что переносится в область умных и
умопостигаемых предметов, в которой истина созерцается
безо всяких телесных подобий и не затемняется никаким
туманом ложных мнений, то в этом случае уже не трудны
и не тяжелы добродетели душевные, ибо там нет ни
желаний, которые нужно обуздывать при помощи уверен-
ности, ни несчастий, которые надлежит переносить при
помощи мужества, ни непотребств, которые следует карать
при помощи правосудия, ни неудач, с которыми нужно
мириться при помощи благоразумия. Там существует един-
ственная добродетель — любить то, что видишь, и высшее
блаженство — обладать тем, что любишь. Там блаженная
жизнь пьется из самого ее источника, которым орошаются
и некоторые стороны здешней человеческой жизни, чтобы
люди в испытаниях века сего жили умеренно, мужественно,
правосудно и благоразумно. Ибо ради награды там, где
будет покой и неизреченное видение истины, и предпри-
нимается здесь труд и воздержания от удовольствий, и
перенесения несчастий, и вспоможения неимущим, и удер-
жания заблуждающихся. Там зрится слава Господня не
через телесное зрение, как она была видима на Синае
(Исх. XIX, 18), и не через духовное, как видели ее Исайя
и Иоанн (Ис. I, 1; Апок. I, 10), но явно, насколько она
может восприниматься человеческим умом по благодати
Бога.
Глава XXVII
Ибо, как читаем в книге Исход, Моисей пожелал видеть
Бога не так, как видел Его на горе, и не так, как видел
в скинии, но в самой Его сущности, безо всякого посредства
телесной твари, которая представляется чувствам смертной
плоти, и не при посредстве образовавшихся в духе телесных
подобий, а в Его истинном виде, насколько может Его
661