Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/662"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
занием, то тыква принимается за траву, известную под
названием пчелиной, пища, приправленная сладковатым
соком, за приготовленную из меда, дешевое кольцо в
потемках — за золотое, хотя оно только медное или
серебряное; или когда расстроенная внезапными и неожи-
данными телесными видениями душа думает, что она или
видит сон, или находится в состоянии какого-нибудь
подобного духовного видения.
Вот почему во всех телесных видениях требуются сви-
детельства как других чувств, так и ума, т. е. разума,
чтобы находить, насколько это возможно, то, что в этого
рода предметах истинно. В духовном же зрении, т. е. в
телесных подобиях, которые созерцаются духом, душа
обманывается тогда, когда думает, что созерцаемые ею
образы суть сами тела, или тогда, когда кажущееся ей по
(некоторой) ложной догадке она относит и к телам, не
видя которые, она (эти тела) также предполагает по догадке.
Но в видениях разумных душа не ошибается, ибо или
она понимает, и в таком случае это истинно, или, если
оно не истинно, значит — она не понимает; отсюда, одно
дело для души — ошибаться в том, что она видит, и
совсем другое — ошибаться потому, что не видит.
Глава XXVI
Поэтому, когда душа восхищается в видения, которые
созерцаются духом как подобия телесных предметов, так
что (она) отрешается от всех телесных чувств гораздо
полнее, чем во сне, но меньше, чем при смерти, то если
она при этом знает, что видит духом не тела, а подобные
телам видения, как сонные раньше пробуждения знают,
что видят именно сон, то это — уже дело божественного
внушения. А если она созерцает еще и будущее, и притом
знает, что это — именно будущее, при посредстве ли
самого человеческого, вспомоществуемого свыше разума,
или же по чьему-либо разъяснению, как это происходило
с Иоанном в Апокалипсисе, то в таком случае это будет
уже великое откровение, хотя тот, кому даются подобные
660