Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
предметов, причем многие из них или плод фантазии,
или случайное открытие. В свою очередь, духовное зрение
нуждается для своего обсуждения в разумном, разумное
же в духовном, как в низшем, не нуждается, а потому
* телесное зрение подчинено духовному, а оба они —
разумному. Отсюда, когда мы читаем: "Духовный судит о
всем, а о нем судить никто не может" (I Кор. II, 15),
то эти слова должны понимать не в смысле того духа,
от которого отличается ум, как, например, слова: "Стану
молиться духом, стану молиться и умом" (I Кор. XIV,
15), но в том, в каком сказано, что нужно "обновиться
духом ума вашего" (Еф. IV, 23). Ибо выше мы показали,
что духом называется и тот дух, которым духовный "судит
о всем". Поэтому, как мне кажется, будет вполне уместным
думать, что духовное зрение занимает как бы посредству-
ющее место между разумным и телесным зрением. Ибо
то, что не тело, а подобно телу, полагаю, можно назвать
средним между тем, что представляет собою истинное
тело, и тем, что не есть ни тело, ни его подобие.
Глава XXV
Между тем, душа бывает игрушкой телесных подобий,
впрочем, не по их, а по своей вине, когда из-за недостатка
разумения принимает подобия за сами те предметы, подо-
биями которых они служат. Так она обманывается при
телесном зрении, когда полагает, что в телах происходит
то, что (на самом деле) происходит только в телесных
чувствах, когда, например, мореплавателям кажется, будто
на суше движется то, что стоит на одном месте, а
смотрящим на небо, будто стоят на одном месте светила,
которые на самом деле движутся; или когда принимают
одно за другое (исходя из некоторого) подобия или по
цвету, или по запаху, по звуку, по вкусу или по осязанию,
ибо в этом случае порою какой-нибудь сваренный в горшке
пластырь принимается за горох, грохот проезжающей по-
возки — за гром, а если другие чувства в расчет не
принимаются и дело ограничивается одним только ося-
659