Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/660"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XXIV
Таким образом, духовная природа, в коей отпечатлева-
ются не тела, а телесные подобия, имеет зрение низшего
рода в сравнении с умственным или разумным светом,
которым и предметы этого низшего зрения обсуждаются,
и созерцается то, что — не тела и не имеет форм,
подобных телам, как, например, сам ум и всякая душевная
добродетель, которой противоположны справедливо обви-
няемые и осуждаемые пороки души. Ибо каким другим
образом созерцается разум, если не при помощи разума?
Точно также созерцаются любовь, радость, великодушие,
благосклонность, доброта, вера, обычай, воздержание и
прочее тому подобное, чем мы приближаемся к Богу, и,
наконец, Сам Бог, из Которого все и в Котором все.
Итак, хотя в одной и той же душе существует способ-
ность видеть и то, что ощущается при помощи тела,
например, телесное небо, земля и все, что только может
быть на них познаваемо, и то, что созерцается духом как
подобия тел (о чем нами уже было сказано выше), и то,
что будучи постигаемо умом, не представляет собою ни
тел, ни их подобий; однако, все эти роды зрения имеют
свой порядок и один превосходит другой. Так, духовное
зрение превосходнее телесного, а разумное — превосходнее
духовного. Телесного не может быть без духовного, ибо
в тот самый миг, когда тело ощущается при помощи
телесного чувства, в душе получается нечто такое, что
представляет собою не само тело, а его подобие; а не
будь этого, не существовало бы и самого чувства, при
помощи которого ощущаются находящиеся вне предметы.
Ибо ощущает не тело, а душа при посредстве тела, которым
она пользуется как вестником для образования в себе
того, что сообщается ей извне. Поэтому телесное зрение
может быть только одновременно с духовным, и отделяется
от этого последнего только тогда, когда чувство отвлекается
от тела, чтобы видимый при посредстве тела предмет
отпечатлелся в духе.
Напротив, духовное зрение может совершаться и помимо
телесного, когда в духе являются подобия отсутствующих
658