Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
мысли, что не исполнилось какое-нибудь желание всемо-
гущего Бога, Который, если "на небе и на земле", как
поет о Нем Истина, "все, что восхотел, сотворил" (Пс.
СХШ, 11), то, конечно, и не хотел сотворить то, что не
сотворил.
104. Почему и первого человека Бог захотел бы сохранить
в том блаженном состоянии, в котором тот был создан
и в определенное время после рождения им детей без
привнесения смерти привести к лучшему состоянию, когда
он не только не мог бы совершать грех, но не мог бы
и желать грешить, если бы предвидел, что он будет иметь
постоянное желание остаться без греха, как был создан.
Но так как Бог наперед знал, что человек во зло вос-
пользуется свободой выбора, т. е. согрешит, то Он приго-
товил волю Свою к тому, чтобы и через совершившего
зло сделать добро, чтобы и человек таким образом не
лишился злой воли, и благая воля Всемогущего исполнилась
бы во всей полноте.
105. Ибо для человека более нужно было, чтобы он
мог желать и доброго, и злого; не без награды, если
желать доброго, не безнаказанного, если — злого. Впос-
ледствии же будет так, что зла он не будет в состоянии
желать, хотя свободы воли от этого не лишится. Даже
гораздо свободнее будет та воля, которая совсем не будет
в состоянии служить греху. И не нужно порицать волю,
не нужно говорить, что воли нет или что она — несвободна,
коль скоро мы так желаем быть счастливыми, что не
только не хотим себе несчастья, но и не можем хотеть.
Следовательно, как душа наша и теперь не желает не-
счастья, так и всегда могла бы не желать и нечестия.
Однако не должен был быть нарушен тот порядок, в
котором Бог восхотел показать, какое благо — разумное
живое существо, способное не грешить, хотя лучшим
является существо, не способное грешить; так же как
меньше было бессмертие, но все-таки было, когда разумное
существо могло не умирать, хотя было бы большим, если
бы оно не могло умирать.
106. Первого природа человеческая лишилась по сво-
бодному произволению, второе могла бы иметь по благо-
64