Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
уже нам известные тела, так что у нас составляется
некоторый духовный облик того, что в духе существовало
еще прежде, чем мы стали мыслить о нем; или созерцаем
подобия таких тел, каких мы не знаем, но в которых,
* однако, не сомневаемся, — созерцаем не так, как они
существуют, а как это кажется нашей мысли; или произ-
вольно представляем другие, какие не существуют, или же
мы не знаем, существуют ли; или откуда бы то ни было
возникают в нашем духе различные формы телесных
подобий, хотя мы ничего подобного не делали и не желали;
или, готовясь что-нибудь сделать телесным образом, мы
мысленно предваряем (это действие); или в самом уже
действии, говорим ли мы, или делаем что-нибудь, телесные
движения внутренне предваряются своими подобиями в
духе, ибо не было бы ни одного, даже самого короткого
слога, если бы он не был нами предусмотрен; или сонным
видятся сновидения, или ничего не означающие, или же
что-нибудь означающие; или, при расстройстве и прег-
раждении путей ощущения из-за телесного нездоровья,
телесные образы духа так переплетаются с действительными
телами, что почти совсем не могут быть отличимыми от
них, все равно, имеют ли они значение, или же не имеют;
или при какой-нибудь удручающей телесной болезни или
скорби, преграждающей внутренние пути, которыми на-
правляется внимание души к ощущению внешних пред-
метов, образы этих предметов выступают в духе гораздо
глубже, чем во сне; или безо всякой причины в теле,
восхищаемая каким-нибудь духом и в то же время поль-
зующаяся и телесными чувствами душа уносится в подоб-
ные видения, примешивая к ним и телесные видения;
или, наконец, при этом восхищении дух до такой степени
отвлекается и отрешается от всякого телесного чувства,
что имеет дело с одними только телесными подобиями
при помощи духовного зрения, причем не знаю, может
ли при этом созерцаться что-либо, не имеющее значения.
657