Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
отрешается от плотских чувств. Да и людям бодрствующим,
не одержимым никакою болезнью и не подверженным
беснованию, как нам известно, внушаемы были некоторым
сокровенным инстинктом такие мысли, которые они вы-
* сказывали не только делая в этом случае нечто другое,
как, например, Каиафа изрек пророчество, хотя и не имел
желания пророчествовать, но и начиная говорить что-
нибудь в виде прорицания.
Так, некие юноши во время путешествия выдали себя,
шутки ради, за математиков*, хотя не имели ни малейшего
понятия о двенадцати знаках (зодиака). Когда они заметили,
что их хозяин удивляется их словам и подтверждает, что
они — чистейшая правда, они осмелели еще больше. Он
же все удивлялся, подтверждая их слова. Наконец, он
спросил их о здоровье своего сына, которого он ждал
после долгого отсутствия и беспокоился из-за неожиданной
задержки, не случилось ли с ним что-нибудь. Они же, не
задумываясь о том, что будет после, и желая утешить
этого человека, отвечали, готовые уже отправиться в свой
путь, что сын его здоров, что он близко и придет в тот
самый день, который они указали, не допуская при этом
мысли, что по истечении этого дня тот вздумает догонять
их с целью уличить во лжи. Да что тут много говорить?
Лишь только они собрались уйти, как вдруг действительно
явился сын.
Другой юноша плясал перед оркестром, расположив-
шимся на таком месте, где по случаю какого-то языческого
праздника было много идолов, причем он не был восхищен
каким-либо духом, а пародировал исступленных и потеш-
ным образом передразнивал знакомых, стоящих неподалеку.
Ибо по обычаям (тех мест) допускалось, чтобы кто-нибудь
из юношей после совершенного перед завтраком жерт-
воприношения забавлялся и забавлял других подобным
образом. Между тем, устав от пляски и сделав себе
передышку, будучи окруженным смеющейся толпой, он
шутя предсказал, что в ближайшую ночь в местном лесу
львом будет растерзан человек, смотреть на труп которого
* Т. с. астрологои.
655