Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
тела существует, конечно, различие, и иногда вплоть до
противоположностей. Так, ффенетики имеют расстроенные
пути ощущения в голове скорее в состоянии бодрствования,
так что видят такие вещи, какие обыкновенно видят
спящие, внимание которых во сне отвлечено от ощущения
бодрствования и обращено к созерцанию ^сновидений.
Отсюда, хотя первое происходит в состоянии бодрство-
вания, а последнее — во сне, однако то, что видят те и
другие, принадлежит одной и той же природе духа, от
которого или в котором получаются подобия тел.
Таким образом, хотя причина отвлеченного внимания
и отлична в том случае, когда в здоровом теле бодрству-
ющего душа восхищается какою-нибудь сокровенною ду-
ховною силой так, что вместо тел видит отпечатлевшиеся
в духе подобия телесных предметов, однако природа ви-
дений одна и та же, и нельзя сказать, что когда причина
видений заключается в теле, тогда душа без всякого
предощущения будущего производит образы тела из себя
самой, как обыкновенно производит их при мышлении;
а когда восхищается в эти видения духом, они открываются
свыше, ибо Писание ясно говорит: "Излию от Духа Моего
на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и
дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши
ваши будут видеть видения" (Иоил. II, 28), приписывая
и то и другое божественному действию, и ангел Господень
явился Иосифу во сне, говоря: "Не бойся принять Марию,
жену твою", а также: "Встань, возьми Младенца и Матерь
Его, и беги в Египет" (Мф. I, 20 и II, 13).
Глава XXII
Итак, когда дух человека восхищается в созерцание
образов добрым духом, то, думаю, эти образы что-нибудь
означают, а когда причина, что дух человеческий стремится
к их созерцанию, заключается в теле, то не всегда, надобно
думать, они что-нибудь означают, но означают только
тогда, когда внушаются указующим духом сонному или
претерпевающему что-либо такое со стороны тела, что он
654