Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
затрудняется только лишь восприятие телесных предметов,
внимание же души не отвлекается на что-либо другое, а
потому и не принимает телесные образы за тела; а если
причина находится внутри в мозгу, откуда направляются
пути к ощущению того, что находится вовне, то ослаблены,
расстроены и закрыты бывают орудия самого внимания
души, при помощи которых она стремится к созерцанию
и ощущению того, что находится вовне. А так как этого
стремления душа не теряет, то она образует подобия с
такою ясностью, что не будучи в состоянии отличить
образы телесных предметов от самих тел, не знает, в
области ли образов она находится, или тел, а когда знает,
то знает совершенно иным способом, чем когда имеет
дело с подобиями тел при мышлении.
Этот способ может быть понят до известной степени
только людьми опытными. Ибо со мною бывало, что
спящим я знал, что вижу сон, и, однако же, те подобия
телесных вещей, которые видел, я не отличал от самих
тел так, как обыкновенно мы их отличаем, мысля даже
с закрытыми глазами или находясь в темноте. Здесь имеет
значение только то обстоятельство, доводится ли внимание
души до хотя бы и закрытых чувств, или же в мозгу,
откуда оно к ним направляется, оно по какой-либо причине
отвлекается на что-нибудь другое, так что хотя иногда
душа и знает, что видит не тела, а подобия тел, или,
считая их, как менее опытная, за сами тела, чувствует,
что видит их не телом, а духом, однако находится далеко
не в том состоянии, в каком она присутствует в своем
теле; отсюда, и слепые знают, что бодрствуют, когда
мысленные подобия тел ясно отличают от тел, которых
не могут видеть.
Глава XXI
А если душа при совершенно здоровом теле и не
усыпленных чувствах восхищается в видении некоторым
сокровенным духовным действием, то этот способ отли-
чается от предыдущего отнюдь не потому, что отличается
сама причина видений, так как и в причинах со стороны
653