Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
предметов или направлять к ним силу своего внимания
при посредстве тела, создает подобия телесных предметов
с помощью духа или созерцает те, которые сообщаются
ей духом; причем, если сама создает их, это будут только
фантазии, а если созерцает сообщаемые духом, это будут
знаки (телесных предметов). *
Так, когда болят или совершенно слепнут глаза, то
хотя в этом случае препятствие к созерцанию телесных
предметов существует в теле, однако зрения этого рода
не бывает отнюдь не потому, что причина заключается в
седалище мозга, откуда направляется само чувствующее
внимание души. Действительно, слепые видят больше во
сне, нежели во время бодрствования. У сонных путь
ощущения, ведущий внимание (души) к глазам, в мозгу
усыплен, а потому это внимание, будучи отвлечено на
нечто другое, созерцает сновидения, как-будто телесные
формы существуют у них налицо, так что сонный видит
себя бодрствующим и думает, будто он видит не подобия
тел, а сами тела; когда же слепые бодрствуют, то зрительное
внимание идет по своему пути, но, доходя до глаз, не
выходит наружу, а здесь и остается, так что они чувствуют,
что бодрствуют, и при этом остаются больше в темноте
даже днем, чем будучи спящими ночью.
И зрячие весьма часто спят с открытыми глазами,
ничего ими не видя, и все же их нельзя назвать ничего
не видящими, потому что они духом видят сновидения;
а если бы они захотели быть с закрытыми глазами во
время бодрствования, то стали бы неспособными ни к
зрению сонных, ни — бодрствующих. Впрочем, тут имеет
значение только то обстоятельство, что у них от мозга до
самых глаз идет нерв не усыпленный, не расстроенный и
не закрытый, и приводит внимание души до самых, хотя
и закрытых, дверей тела, так что они мысленно предс-
тавляют себе образы тел, но ни в коем случае не принимают
их за тела, которые видят глазами.
Важно только, где находится препятствие к созерцанию
телесных предметов, когда оно имеет место в теле. Если
— при самом входе, так сказать при дверях чувств,
например, в глазах, ушах и других телесных органах, то
652