Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
со стороны тела, а иногда — со стороны духа, — со
стороны тела или вследствие происходящих в нем естес-
твенных перемен, как, например, происходят сновидения
(потому что спать свойственно человеку по телу), или
вследствие какого-либо болезненного его состояния, когда
телесные чувства или приходят в расстройство, например,
когда френетики видят разом и тела, и видения настолько
подобные телам, как-будто перед глазами у них находятся
сами тела, или же когда (телесные чувства) вовсе отсут-
ствуют, например, когда крайне изможденные какою-ни-
будь постепенно усиливающеюся болезнью как бы покидают
свое тело и затем снова возвращаются в него, часто
рассказывая при этом, что они видели, — в духе, когда
при совершенно здоровом теле люди или впадают в такое
исступление, что видят при посредстве телесных чувств
тела и в духе — некоторые подобия, коих не отличают
от тел, или же совершенно отрешаются от телесных чувств
и, ничего решительно не ощущая, остаются в течение
этого духовного видения в области телесных подобий. Но
когда в подобные состояния ставит человека нечистый
дух, то являются или бесноватые, или же ложные пророки,
а когда — дух добрый, то являются верные, глаголющие
тайны, пророки ли истинные, когда при этом присоединя-
ется еще и разумение, или же мужи, видящие видения и
повествующие о них в приложении к тому времени, которое
ими должно быть указуемо.
Глава XX
Но если причина подобных видений происходит со
стороны тела, то производит их не само тело, потому что
тело не имеет силы образовывать что-либо духовное; но
во время сна, или при расстройстве, или даже при закрытии
пути внимания (души) со стороны мозга, откуда направ-
ляется движение ощущения, сама душа (которая по соб-
ственному побуждению прекратить своей деятельности не
может), будучи поставлена или почти поставлена перед
фактом невозможности получать ощущения от телесных
651