Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/652"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
поражающего его ухо слова, если доищется, откуда оно
происходит.
Поэтому всякого, кто меня спрашивает, откуда в редко
случающемся с душою экстазе происходят видения, подоб-
ные телесным предметам, я в свою очередь спрашиваю,
откуда происходят у спящих видения, которые душа испы-
тывает ежедневно и, однако, никто не старается, а если
и старается, то не слишком, исследовать этот предмет.
Как-будто природа этих видений менее удивительна только
потому, что ежедневна, или меньше заслуживает внимания
только потому, что свойственна всем, или если правильно
поступают те, которые не входят в исследование этих
явлений, то менее бы правильно поступали они, если бы
не интересовались теми! А я гораздо больше удивляюсь
и изумляюсь тому, с какою быстротой и легкостью душа
составляет в себе образы тел, которые она видит с помощью
глаз, нежели видениям сонных и даже находящихся в
экстазе. Впрочем, какова бы ни была природа видений,
несомненно, что они — не тело. А для кого этого
недостаточно, тот пусть расспрашивает других, откуда они
происходят; я же со своей стороны признаюсь, что этого
не знаю.
Глава XIX
Говорят, что это выводится прямо из примеров, взятых
из опыта; так, например, бледность, краснота, дрожь, даже
болезнь тела имеют причину иногда в теле, а иногда в
душе, — в теле, когда или разливается по нему влага,
или же извне поступает в него пища или что-нибудь
другое, — в душе, когда она или волнуется страхом, или
смущается стыдом, или гневается, или любит, или испы-
тывает что-нибудь подобное, и совершенно естественно:
сильнее волнуясь сама, она сильнее потрясает и то, что
любит и чем управляет.
Так же точно, если душа погружается в видения, которые
открываются ей не телесными чувствами, а бестелесной
субстанцией, и погружается так, что не различает, тела
ли это, или подобия тел, то причина этого исходит иногда
650