Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
так, что не обрезав крайней, чрезвычайно длинной и
отвислой плоти, нельзя было его увидеть, да и после он
еле был найден. Между тем, пах его обжигала вытекавшая
клейкая и вонючая жидкость. Но острую боль испытывал
он не постоянно, а когда испытывал ее приступы, страшно
выл и трясся, хотя и сохранял полное сознание, как это
обыкновенно бывает при физических страданиях. Затем,
среди своих воплей он лишался чувств и падал с закрытыми
глазами. Через некоторое время как бы пробудившись и
уже не чувствуя боли, он рассказывал, что видел. Спустя
несколько дней он снова подвергался тем же страданиям.
Во всех или почти во всех своих видениях он, как
рассказывал, видел двух людей, одного пожилого, а другого
мальчика, которые ему говорили и показывали то, что,
по его словам, он видел и слышал.
Однажды видел он сонм поющих и ликующих в дивном
свете праведников и различные жесточайшие муки не-
честивых; причем те двое вели его и показывали ему
блаженство одних и мучение других. Видел он это в день
Пасхи Господней, когда в течение всей Четыредесятницы
он не испытывал страданий, от которых раньше едва
освобождался и на три дня. Накануне Четыредесятницы
он видел тех двоих, обещавших ему, что в течение сорока
дней он не будет чувствовать никаких болей, и затем они
дали ему врачебный совет: обрезать крайнюю плоть; после
чего он долгое время не болел. Когда же опять заболел
и начал видеть подобные видения, то получил от них
снова совет: войти в море до бороды и через некоторое
время оттуда выйти, причем обещали, что впредь он не
будет уже подвержен сильной болезни, а только лишь
неприятному истечению клейкой жидкости. Так и случи-
лось: после этого он не подвергался уже никогда прежним
умоисступлениям и не видел ничего такого, что видел
раньше, когда вдруг среди страданий и ужасных криков
утихнув, он уносился в видения. Впоследствии, впрочем,
когда врачи излечили его и от остального, он не устоял
в святых расположениях.
648