Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/65"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Молитву к Богу и имел в виду апостол, когда говорил
это. Так понимаем мы и то, что написано в Евангелии:
"Который просвещает всякого человека" (Иоан. I, 9); не
потому, что нет никого из людей, кто бы не просвещался,
но потому, что никто не просвещается иначе, как от Него.
Или, вернее, "Который хочет, чтобы все люди спаслись"
сказано не в том смысле, что не было никого из людей,
кого бы не желал спасти не захотевший совершить чудеса
у тех, которые, по Его словам, покаялись бы, если бы
Он их совершал, но сказано так для того, чтобы под
всеми людьми мы понимали весь род человеческий: пра-
вителей, подчиненных, знатных, незнатных, родовитых,
простолюдинов, ученых, неученых, здоровых физически,
слабых, даровитых, посредственных, глупых, богатых, бед-
ных, убогих, мужчин, женщин, младенцев, отроков, юно-
шей, девиц, мужей, старцев; весь род человеческий со
всеми наречиями, со всеми нравами, со всеми ремеслами,
со всеми занятиями, с бесчисленным разнообразием знаний
и желаний, со всеми различиями, какие только есть еще
среди людей.
Апостол дает наставление о том, чтобы молились "за
всех человеков", а затем прибавляет: "за царей и за тех,
которые — во власти", кто, можно думать, по мирскому
тщеславию и гордости не расположен к уничиженной
христианской вере. Далее, говоря: "ибо это — хорошо
перед Спасителем нашим Богом, чтобы молиться и за
таких", тотчас же, для предотвращения отчаянья, добавляет:
"Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли
познания истины" (I Тим. II, 1 — 4). Это действительно
хорошо определил Бог, чтобы молитвами низших прежде
всех удостаивались спасения высшие, что мы уже и видим
исполнившимся. Таким оборотом речи воспользовался и
Господь в Евангелии, когда сказал фарисеям: "даете деся-
тину с мяты, руты и всяких овощей" (Лук. XI, 42).
Фарисеи же давали десятину не со всяких овощей. Как
здесь, следовательно, под словами "всяких овощей" мы
можем понимать: "всякий род овощей"; так и там под
"всеми людьми" можем понимать: "всякий род людей".
Можно и иначе как-нибудь понимать, лишь бы не допускать
3 Зак. 3645 63