Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/649"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
удивляться, что они открывают нам то там, то здесь
(сведения) о таких событиях, которые через несколько
дней действительно происходят. Это они могут делать
благодаря не только способности видеть телесные предметы
с остротою, несравненно более превосходною, чем наша,
но и удивительной быстроте самих своих тел, гораздо
более тонких, чем наши.
Нам известен случай, как одержимый нечистым духом,
находясь у себя в доме, указывал время, когда собирается
выйти к нему из своего, отстоящего на расстоянии две-
надцати миль дома пресвитер, где он в данную минуту
находится в своем пути, как приближается и когда входит
во двор, в дом и спальню, пока не является к нему на
глаза. Все это больной видит не глазами; однако, если
бы он этого каким-нибудь образом не видел, то не давал
бы таких верных показаний; а был он болен лихорадкой
и говорил как бы в горячечном бреду. Может быть, он
был фре нети ком, но его по этой причине считали одер-
жимым демоном. От своих домашних он не принимал
никакой пищи, а только от пресвитера. Домашним своим,
насколько мог, оказывал жестокое сопротивление, и только
с приходом пресвитера успокаивался, ему только был
послушен и отвечал с покорностью. Однако, и самому
пресвитеру умоисступление и бешенство больного уступили
только тогда, когда он выздоровел от лихорадки, как
обыкновенно выздоравливают френетики, и никогда уже
потом не испытывал ничего подобного.
Знаем мы и такой случай, что несомненный уже фре-
нетик предсказал будущую смерть одной женщины, и
предсказал не в виде прорицания, а в виде рассказа о
совершившемся и прошлом событии. "Умерла, — говорил
он, ведя свой рассказ, — я видел, как ее тело вынесли
и пронесли вот тут", хотя она была жива; через несколько
дней она вдруг умерла и ее пронесли именно там, где он
и предсказал.
Был также у нас мальчик, который, при вступлении в
юношеский возраст, жестоко страдал от болезни половых
органов; причем врачи никак не могли догадаться, что с
ним такое, — видели только, что член его скрыт внутри
647