Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/642"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
при посредстве тела; так что в одно и то же время бывает
видим глазами какой-нибудь присутствующий человек, а
другой, отсутствующий — духом, но как бы и глазами.
Мне знакомы люди, испытавшие подобные состояния
и разговаривавшие и с присутствующими, и с другими,
отсутствующими, но как бы и с присутствующими. Прийдя
в себя, одни сообщали, что они видели, а другие этого
сделать не могли. Так и сны, одними вспоминаются, а
другими — забываются. Когда же внимание духа совер-
шенно отрешается от телесных чувств, такое состояние
обыкновенно называется экстазом. В этом состоянии че-
ловек ни присутствующих тел не видит, даже и с открытыми
глазами, ни звуков не слышит: все внимание его души
устремлено или на телесные образы при помощи телесного
зрения, или на бестелесные, не представляемые ни в каком
телесном образе предметы при помощи зрения духовного.
Но когда духовное зрение, при совершенном отрешении
души от телесных чувств в сновидениях или в экстазе,
останавливается на образах телесных предметов, то созер-
цаемое, если оно ничего собою не означает, составляет
воображение самой души, как и бодрствующие, здоровые
и не находящиеся в состоянии отрешения при помощи
мышления создают образы многих тел, которые не подлежат
их чувствам; разница состоит только в том, что они твердо
отличают эти образы от присутствующих налицо и истин-
ных тел. Если же оно что-нибудь собою означает, пред-
ставляется ли оно сонным, или бодрствующим, когда они
и глазами видят присутствующие тела, и духом созерцают
образы отсутствующих тел, но так, как-будто эти последние
находятся перед их глазами, или же, наконец, в так
называемом экстазе, при совершенном отрешении души
от телесных чувств: в таком случае это — чрезвычайный
способ (зрения); но вследствие вмешательства стороннего
духа возможны случаи, что то, что знает сам дух, он
посредством подобного рода образов внушает тому, с кем
соединяется, понимает ли его этот последний, или же
получает разъяснение от другого. Ибо раз подобные откро-
вения получаются и, конечно, от тела получаться не могут,
640