Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/641"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
исступлении, так и теперь, когда стал припоминать их и
мысленно представлять. Но когда он недоумевал и доис-
кивался, стараясь понять их значение, — это уже было
делом пытливого ума, хотя решение и не было еще
найдено, пока не явились пришедшие от Корнилия; и
когда к телесному присоединилось еще и видение, в
котором Дух Святой, и опять-таки в духе, сказал ему:
"Встань, сойди и иди", то озаренным свыше умом он
наконец понял значение всех бывших ему знаков.
Из тщательного рассмотрения этих и подобных им
примеров явствует, что телесное зрение имеет отношение
к духовному, а это последнее — к разумному.
Глава XII
Но когда в бодрствующем состоянии, в то время, как
ум наш не бывает отрешен от телесных чувств, мы остаемся
при телесном зрении, то от этого зрения отличаем зрение
духовное, при помощи коего мысленно представляем себе
отсутствующие тела, вспоминая ли такие, какие знали,
или каким-нибудь образом составляя в духе представление
о таких, каких не знали, но какие, однако, существуют,
или, наконец, выдумывая такие, каких никогда не было.
От всего этого мы отличаем телесные, видимые нами и
подлежащие нашим телесным чувствам предметы так, что
в нас не возникает никакого сомнения, что это — тела,
а то — образы тел. Когда же, вследствие ли крайнего
напряжения мысли, или в силу какой-нибудь болезни, как
например это случается обыкновенно с френетиками* при
лихорадке, или, наконец, вследствие вмешательства како-
го-нибудь доброго или злого духа образы телесных пред-
метов отражаются в духе так, как-будто эти тела доступны
телесным чувствам, причем и в телесных чувствах сохра-
няется напряжение: в таком случае являющиеся в духе
телесные образы созерцаются так же, как созерцаются тела
* Phrenetici, от phrenesis, собственно — воспаление мозга, отсю-
да — безумие, бешенство.
21 Зак. 3645
639