Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/640"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
понимается, или же только отыскивается, ибо оно может
быть понято и найдено только умом.
Царь Валтасар видел пальцы пишущей на стене руки
(Дан. V, 5), и тотчас же при посредстве телесного чувства
в его духе отпечатлелся образ этого телесно представивше-
гося ему предмета, и остался в его мысли после того,
как само видение уже совершилось и прошло. Этот образ
он созерцал в духе, но еще не понимал его, — не понимал
и тогда, когда этот знак представлялся ему телесно и был
видим; однако, с помощью ума он уже догадывался, что
это — знак. И так как он доискивался, чтобы этот знак
мог означать, то и сам этот поиск был делом его ума.
Ничего об этом видении не зная, явился Даниил и, имея
просвещенный в пророческом духе ум, открыл смущенному
царю значение этого знака, будучи по тому роду зрения,
которое составляет принадлежность ума, большим проро-
ком, нежели тот, кто и знак, телесно ему представлявшийся,
видел, и мысленно созерцал его образ в духе, но разумом
мог только знать, что это — знак, и только искать, что
он означает.
Петр видел в исступлении ума, что с неба спускается
сосуд, за четыре угла привязанный и наполненный раз-
личными животными, и услышал голос: "Встань Петр,
заколи и ешь" (Деян. X, 11 и дальше). Когда, прийдя в
чувства, он размышлял о видении, Дух возвестил ему о
мужах, присланных Корнилием, говоря: "Вот, три человека
ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, ни мало не
сомневаясь; ибо Я послал их". Как был понят слышанный
им в видении голос: "Что Бог очистил, того не почитай
нечистым", он показал, прийдя к Корнилию, в словах:
"Мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека
скверным или нечистым". Таким образом, когда, отре-
шившись от телесных чувств, он видел сосуд, то в духе
слышал и слова: "Заколи и ешь", а также: "Что Бог
очистил, того не почитай нечистым". Пришедши же в
чувства, он начал размышлять в духе о том, что из
слышанного и виденного им в видении удержала память:
все это были не телесные предметы, а образы телесных
предметов как тогда, когда он видел и слышал их в
638