Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
человек желает из совпадающего с желанием Богом и к
какой цели каждый направляет свое желание, что получает
или одобрение, или осуждение. Ибо Бог некоторые желания
Свои, конечно, добрые, выполняет через злые намерения
людей; так через зложелательных иудеев по благому хотению
Отца за нас умерщвлен был Христос; этсь было таким
благом, что апостол Петр, когда не хотел, чтобы это
произошло, назван был Тем, Кто и пришел для страдания,
сатаною (Мф. XVI, 23). Какими добрыми казались наме-
рения благочестивых верующих, не желавших отпускать
апостола Павла в Иерусалим, чтобы он там не подвергся
бедствиям, предсказанным пророком Агавом (Деян. XXI,
12); и однако Бог желал, чтобы он претерпел их за
проповедь веры Христовой, испытывая мучения Христа.
И эту благую волю Свою Он исполнил не через добрые
намерения христиан, но через злые намерения иудеев; и
к Нему ближе были те, кто не желал того, чего Он желал,
а не те, при посредстве которых исполнено было Его
желание.
102. Но каковы бы ни были желания ангелов ли, людей
ли, добрых ли, злых ли, желания согласные или несогласные
с желанием Бога, воля Всемогущего всегда непоколебима;
она никогда не может быть злой, потому что даже когда
определяет злое — справедлива, и, конечно, раз спра-
ведлива, то и не зла. Итак, Бог всемогущий, милует ли
по милосердию, кого хочет, или ожесточает по суду, кого
хочет, в обоих случаях не делает чего-либо несправедливого
и не делает ничего против воли, но делает все, что желает.
103. А потому, когда мы слышим и читаем в Св.
Писании, что Бог желает всем людям спастись, хотя нам
известно, что не все люди спасаются, мы не должны
нисколько ограничивать всемогущую волю Божию; а слова:
"Который хочет, чтобы все люди спаслись" (I Тим. II, 4)
должны понимать так, что никто из людей не спасается,
кроме того, кого Он Сам захочет спасти; не в том смысле,
что нет никого из людей, чьего спасения Он не желал
бы, но что никто не спасается, если Он не хочет спасти;
и, следовательно, нужно просить Его, чтобы Он хотел,
так как спасения необходимо совершается, если Он захочет.
62