Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/636"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
субстанции, и называется душевным потому, что в нем
обитает душа. Также духом называется воздух, сам ли,
или его дуновение, т. е. движение, как сказано: "Огонь
и град, снег и туман, бурный ветер"* (Пс. CXLVIII, 8).
Называется духом и души скотов и людей, как написано:
"Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и
дух животных сходит ли вниз, в землю?" ^Еккл. III, 21).
Называется духом и сам ум, в котором заключается не-
которое как бы око души и которому принадлежат образ
и подобие Бога.
Поэтому апостол и увещает обновляться духом ума и
облекаться в нового человека, созданного по Богу (Еф.
IV, 23, 24), а другом месте говорит о внутреннем человеке:
"И облекшись в нового, который обновляется в познании
по образу Создавшего его" (Кол. III, 10). Также говоря:
"Умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону
греха" (Рим. VII, 25), и в другом месте припоминая то
же изречение в словах: "Плоть желает противного духу,
а дух — противного плоти: они друг другу противятся"
(Гал. V, 17), апостол то, что раньше назвал умом, затем
назвал и духом. Наконец, духом называется и Бог, как
говорит Господь в Евангелии: "Бог есть дух, и поклоня-
ющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан.
IV, 24).
Глава VIII
Но не из этих приведенных мною цитат, где встречается
название духа, мы заимствовали слово, от которого назвали
духовным второй род зрения, о коем теперь идет у нас
речь, а из одного места в послании к Коринфянам, где
очевиднейшим образом дух отличается от ума: "Ибо, —
говорит апостол, — когда я молюсь на незнакомом языке,
то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без
плода" (I Кор. XIV, 14). Если этим местом дается такая
мысль, что язык изрекает сокровенные и таинственные
* В списках, цитируемых Августином, сказано не "бурный ветер",
а "бурный дух".
634