Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/635"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
мы после краткого указания на роды этого зрения должны
обозначить их точными и соответствующими именами,
чтобы потом уже не возвращаться к их описанию.
Итак, первый род мы назовем телесным, ибо он осу-
» ществляется с помощью тела и воспринимается телесными
чувствами. Второй — духовным, так как все, что не тело
и, однако же, существует, справедливо назвать духом; а
образ отсутствующего тела хотя и подобен телу, не есть,
конечно, ни тело, ни зрение, которым различается тело.
Третий же — разумным, потому что назвать его умствен-
ным, от слова "ум", кажется нелепым из-за новизны этого
названия.
Если бы я обратился теперь к более тонкому объяснению
этих названий, то речь моя и затянулась бы, и стала бы
весьма запуганной; да в этом и нет никакой настоятельной
надобности. Достаточно знать, что телесным что-нибудь
называется или в собственном смысле, когда речь идет о
телах, или в переносном, как, например, сказано: "Ибо
в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. II,
9). Божество не есть тело, но называя таинства Ветхого
Завета тенью будущего (Кол. II, 17), апостол, в связи с
этим сравнением с тенями, сказал, что во Христе обитает
полнота Божества телесно, так как в Нем исполнилось
все то, что прообразовано было в тех тенях и, таким
образом, Он представляет Собою в некотором роде тело
этих теней, т. е. истину образов и преобразований. Отсюда,
как сами образы названы им тенями иносказательно и в
переносном смысле, так и в словах, что во Христе обитает
полнота Божества телесно, он использует аллегорический
оборот речи.
Название же "духовный" употребляется многоразличным
образом. Так, тело, которое будет в воскресении святых,
апостол называет духовным, говоря: "Сеется тело душевное,
восстает тело духовное" (1 Кор. XV, 44), духовное в том
смысле, что удивительным образом будет прилажено к
духу для полного блаженства и нетления и будет оживляться
одним духом помимо всякой потребности в телесной пище,
а не в том, что будет иметь бестелесную субстанцию, ибо
и тело, которым мы облечены теперь, не имеет душевной
633