Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
было показано, куда привел бы даже и спасенных заслу-
женный суд Божий, если бы не пришло им на помощь
незаслуженное милосердие; так что у желающих хвалиться
своими заслугами "да заградятся всякие уста" и "хва-
лящийся пусть хвалится Господом" (Рим. III, 19).
100. Это суть "великие дела Господни, изысканы во
всех хотениях Его" (Пс. СХ, 2); и так премудро изысканы,
что когда ангелы и люди согрешили, то есть совершили
не то, что Он хотел, но что хотели сами, Он и через эту
волю тварей, которой было сделано нежеланное Создателем,
исполнил то, что захотел, во благо пользуясь и злом, как
высочайшим благом, для осуждения справедливо предоп-
ределенных к наказанию и для спасения милостиво пре-
допределенных к благодати. Ибо поскольку дело касается
их самых, они сделали то, чего Бог не хотел, с точки же
зрения всемогущества Божьего они никоим образом не
могли совершить этого. И тем самым, что они поступили
против Его желания, ими исполнена была воля Его. Ибо
потому именно "велики дела Господни, изысканы во всех
хотениях Его", что дивным и неизреченным образом
помимо Его воли не может происходить даже то, что
совершается против Его воли. Потому что этого не случи-
лось бы, если бы Он не допустил: и допускает не против
желания, но по желанию; будучи благим, Он не допустил
бы, чтобы совершилось зло, если бы не мог, как всемо-
гущий, и из зла сделать добро.
101. Иногда же человек по доброй воле желает нечто
такое, чего не желает Бог, и не желает Своей доброй
волей в гораздо большей степени, потому что злой воли
у Него нет. Например, если добрый сын хочет, чтобы
отец жил, тогда как Бог благой волей желает, чтобы он
умер. И наоборот, может случиться, что человек злой
волей будет желать того, чего Бог желает волей благою,
например, если дурной сын желает смерти отца, и этого
же желает и Бог. Правда, первый желает того, чего не
желает Бог, второй же желает то, что желает и Бог; и
однако с благой волей Бога благочестие первого более
согласно, хотя он желает и иного, чем нечестие второго,
желающего того же, что и Бог. Настолько важно, что
61