Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава XLI
Некоторые, как я слышал, думают, что первые люди
слишком рано поддались желанию знать добро и зло и
преждевременно захотели получить то, что было отсрочено
для них до более благоприятного времени; овладев по
внушению искусителя раньше времени тем, Зто им было
еще несвойственно, они оскорбили Бога и, будучи изгнаны
и наказаны, лишились той полезной вещи, которою, если
бы они соответственно воле Божьей обратились к ней
своевременно, могли бы пользоваться спасительно. Мнение
это с точки зрения правой веры и истины имело бы
некоторую вероятность в том случае, если бы мы хотели
понимать дерево познания добра и зла не в собственном
значении, как дерево истинное и с истинными плодами,
а иносказательно.
Некоторые думают и так, что первые люди тайком
совершили свой брак и имели совокупление раньше, чем
соединил их Творец; что и обозначено было именем дерева,
которое было воспрещено им до своевременного союза.
Будто бы мы должны думать, что они были сотворены в
таком возрасте, что им нужно было ждать половой зрелости,
— как-будто не было это законным тогда, когда оно
могло совершиться, а если не могло, то, конечно, и не
совершилось бы? Или, может быть, нужно было получить
невесту из рук отца, ожидать торжественных обетов, со-
вершения брачного пиршества, счета приданого и описи
реестров?! Странное мнение, и кроме того, оно отступает
от буквального смысла событий, который мы защищали
и защищаем, насколько это благоволил нам даровать Бог.
Глава XLII
Гораздо более интересен вопрос, каким образом Адам,
если бы он был духовным хотя бы только по духу, а не
по телу, мог поверить словам змея, будто Бог воспретил
им вкушать плоды с того дерева зная, что если они это
сделают, то будут как боги по способности различения
622