Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
пример, приведенный для возбуждения страха, потому что
Адам не только не стал таким, каким хотел быть, но не
сохранил даже и того, чем был сотворен.
Глава XL
"И теперь как бы не простер руки своей, и не взял
также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить
вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы
возделывал землю, из которой он взят". Первая половина
содержит в себе слова Бога, а вторая — действие, пос-
ледовавшее за этими словами. Само собою понятно, что
будучи отчужден от не только той жизни, которую мог
бы получить наравне с ангелами, если бы сохранил за-
поведь, но даже и от той, которую в некотором блаженном
состоянии тела проводил в раю, Адам подлежал удалению
и от дерева жизни. И это или потому, что древо жизни
поддерживало бы в нем прежнее блаженное состояние
тела, или же потому, что в этом дереве заключалось и
видимое таинство невидимой мудрости, почему и надлежало
удалить от него Адама, или как подлежащего уже смерти,
или как бы отлученного, подобно тому, как и в настоящем
раю, т. е. в Церкви, обыкновенно люди отлучаются цер-
ковной) дисциплиной от видимых таинств алтаря.
"И изгнал Адама"*. И это было сделано хотя и ради
знаменования, но все же сделано, чтобы грешник и в
злополучии жил неподалеку от рая, которым знаменовалась
блаженная жизнь и духовно. "И поставил на востоке у
сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся,
чтобы охранять путь к дерену жизни". Безусловно, по
устроению небесных Властей и в видимом раю была
некоторая огненная стража при посредстве ангельского
служения; но не следует сомневаться, что так было сделано,
за исключением известного знаменования, и по отношению
к духовному раю.
* В списках, цитируемых Августином, сказано: "И изгнал Адама,
и поселил его неподалеку от сада Едемского'1.
621