Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/622"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
особенно имеется здесь в виду вниманием говорящего
Бога. Не напрасно же и сам Адам по какому-то удивитель-
ному прозрению дал своей жене имя "Жизнь", "ибо она
стала матерью всех живущих". И эти слова надобно
понимать как слова не повествующего или утверждающего
писателя, а самого первого человека; сказав это, он как
бы приводит причину, почему он назвал ее "Жизнью".
Глава XXXIX
"И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды
кожаные, и одел их". И это, хотя оно и было сделано
ради знаменования, но все же было сделано, как и то,
что было сказано хотя и ради знаменования, но все же
было сказано. Ибо, как я часто говорил и не перестану
говорить, от повествователя о совершившихся событиях
требуется, чтобы он рассказывал о том, что совершилось,
как о совершившемся, и о том, что было сказано, как о
сказанном. Но как в действиях различается то, что было
сделано и то, что оно означало, так различается и в
словах, что было сказано и что оно означало. Ибо в
иносказательном ли, или в собственном значении сказано
то, о чем повествуется как о сказанном, однако не следует
считать его иносказанием о сказанном.
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из
Нас, зная добро и зло". Так как эти слова, как бы они
ни были сказаны, изречены Богом, то выражение "один
из Нас" следует понимать не иначе, как так, что мно-
жественное число поставлено здесь по причине Троицы,
подобно тому, как раньше было сказано: "Сотворим че-
ловека", и как Господь говорит о Себе и Отце: "Мы
придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан. XIV,
23). Итак, напоминается гордецу, по какому поводу он
возжелал внушенного змеем: "Будете, как боги". "Адам
стал как один из Нас" — это слова Бога не столько
смеющегося над ним, сколько устрашающего других, чтобы
они не были такими же гордецами: ради них все это и
описано. И что другое надобно разуметь здесь, как не
620