Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не заслужили бы изменения к лучшему (как мы выше не
один раз уже на это указывали), то (изрекаемое жене)
наказание можно понимать и буквально, за исключением
слов: "К мужу твоему влечение твое, и он будет господ-
ствовать над тобою", которые требуют рассмотрения, как
понимать их в собственном смысле.
Ибо жена, надобно думать, и до греха была сотворена
не иначе, как так, что муж господствовал над нею. Но
настоящая зависимость по справедливости может быть
понимаема как зависимость прообразовательная, которая
представляется скорее делом известного состояния, нежели
любви, так что и само рабство, вследствие которого люди
потом начали быть рабами людей, возникло от наказания
за грех. Апостол сказал: "Любовью служите друг другу"
(Гал. V, 13); он ни в коем случае не сказал бы: "Гос-
подствуйте друг над другом". Таким образом, супруги могут
служить друг другу любовью, но жене апостол не дозволяет
"властвовать над мужем" (I Тим. II, 12). Это властвование,
по приговору Божию, предоставляется мужу, и муж удос-
тоился получить господство над женой, от несохранения
им которого будет больше развращаться природа и увели-
чиваться вина.
Глава XXXVIII
Сказал Бог Адаму: "За то, что ты послушал голоса
жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе,
сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со
скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.
Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться
полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб,
доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо
прах ты, и в прах возвратишься". Кто не знает, что труды
человеческого рода имеют отношение к земле? И так как
их не было бы, если бы человек сохранил блаженство,
которым наслаждался в раю, то несомненно, что слова
эти должно понимать в собственном смысле. Впрочем,
нужно сохранить за ними и значение пророчества, которое
619