Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/620"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
значении. Несомненно, что это изречение обращено к
змею.
Дальнейшие слова — суть уже слова Бога, которые
предоставляются свободному толкованию читателя, в соб-
ственном ли, или в переносном смысле надобно их по-
нимать, как мы и сказали в начале настоящей книги. Из
того, что у змея не спрашивается, почему он так сделал,
можно заключать, что он сделал это не по своей природе
и своей воле, но от него, через него и в нем действовал
диавол, который по причине греха нечестия и гордости
уже предназначен был вечному огню. Отсюда, что в
настоящем случае говорится змею и, конечно, относится
к тому, кто действовал через змея, без сомнения, инос-
казательно; ибо в этих словах искуситель описывается
таким, каким он будет для человеческого рода, который
начал распространяться тогда, когда эти слова в лице змея
были обращены к диаволу. Но как, после объяснения
иносказания, надобно понимать эти слова, об этом, на-
сколько могли, мы сказали в двух изданных против ма-
нихеев трудах о книге Бытия и, если бы мы могли сказать
об этом что-нибудь более тщательным и более соответст-
вующим образом в другом месте, готовы сделать это с
помощью Божьей; теперь же наше внимание должно быть
обращено на другое.
Глава XXXVII
"Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в бере-
менности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу
твоему влечение твое, и он будет господствовать над
тобою". И эти, обращенные к жене слова гораздо удобнее
принимать иносказательно и пророчески. Но так как жена
еще не рожала и болезнь и стоны рожающей происходят
только от тела смерти, которая началась с момента прес-
тупления заповеди, хотя и тогда члены тела были душев-
ными, но не подлежащими, если бы человек не согрешил,
смерти и долженствующими жить в другом, более счаст-
ливом состоянии, доколе после хорошо проведенной жизни
618