Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
таком состоянии, в какое обыкновенно приходят люди,
когда на них бывают устремлены взоры людей, и это
состояние, как следствие наказания за грех, было таким,
что они хотели утаиться от Того, от Кого нельзя ничего
утаить, и (от Того), Кто видит сердце, хотели скрыть свою
плоть. Но что же удивительного, если гордецы, желавшие
стать "как боги", "осуетились в умствованиях своих, и
омрачилось несмысленное их сердце" (Рим. I, 21)? Они
называли себя мудрыми, а когда Он отвратил от них лице
свое, стали глупы. В самом деле, им стыдно было уже и
самих себя, почему они и сделали себе опоясания; тем
сильнее боялись они явиться даже в этих своих опоясаниях
пред Тем, Кто при посредстве видимой твари дружественно
возводил на них как бы человеческие взоры. Ибо если
Он являлся для того, чтобы люди говорили с Ним как с
человеком, подобно тому, как говорил с Ним Авраам при
дубе Мамврийском (Быт. XVIII, I), то эта дружественность,
служившая до греха для них источником дерзновения,
после греха была подавлена стыдом, и они уже не смели
показать Его очам наготы своей, которая оскорбляла и
их собственные взоры.
Глава XXXV
Господь, желая допрашиваемых по обычаю, принятому
в судопроизводстве, наказать большим наказанием, нежели
каким было то, от которого они уже принуждены были
устыдиться, говорит: "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел
ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?"
Начавшаяся уже с этого мгновения по грозному приговору
Божьему смерть заставила их обратить похотливое внимание
на члены, от чего их глаза названы открытыми, и пос-
ледовало то, что заставило их устыдиться. "Адам сказал:
жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я
ел". Вот какова гордость! Сказал ли: "Согрешил я"? Нет,
— чувствует все безобразие смущения и не обнаруживает
смиренного сознания! Все это описано потому, что и сами
вопросы задавались с той только целью, чтобы описание
616