Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/617"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
телесные органы, когда является какой-нибудь образ или
зрению, или слуху, как Бог обыкновенно бывает видим
в образе своих ангелов или звучит из облака. Но в
настоящем случае они услышали голос Бога, ходящего в
* раю, не иначе, как видимо, при посредстве твари, дабы
не возникло у них мысли, что их телесным чувствам
явилась местным и временным движением сама невидимая
и вездеприсущая субстанция Отца, Сына и Святого Духа.
"И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога
между деревьями рая". Если человек, когда Бог отвращает
от него лицо свое, бывает смущен, то мы не должны
удивляться, что тут происходит нечто, похожее на безумие,
вследствие крайнего стыда и страха, а также и по беспо-
койному тайному инстинкту, под влиянием которого они
бессознательно делали то, что имело значение для потомков,
ради которых эти события и описаны.
Глава XXXIV
"И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где
ты?" Это голос упрекающего, а не незнающего, и несо-
мненно имеет некоторое знаменование, потому что как
заповедь была дана мужу, через которого она дошла до
жены, так и спрашивается вперед муж. Ибо заповедь от
Господа доходит через мужа до жены, а заповедь от
диавола доходит через жену до мужа. Все это полно
таинственных знаменований не со стороны самих дейст-
вующих лиц, с которыми это случилось, а со стороны
действовавшей в них всемощной премудрости Божией. Но
в настоящем случае мы не таинственные значения раск-
рываем, а защищаем совершившиеся события.
Адам отвечает: "Голос Твой я услышал в раю, и убоялся,
потому что я наг, и скрылся". Вполне возможно, что Бог
обыкновенно являлся первым людям в человеческой форме
через приличную для этого действия тварь; но, направляя
их внимание к высшему, Он дозволил им заметить свою
наготу только тогда, когда они после греха почувствовали
постыдное движение в членах. Поэтому они оказались в
615