Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/616"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
само то движение, вследствие которого в скотах возникает
стремление к соитию, дабы рождающиеся преемствовали
умирающим; но, будучи и в самом этом наказании светочем
своего благородства, разумная душа почувствовала стыд
перед этим скотским движением, стыд, который проник
в нее не только потому, что она почувствовала постыдное
движение там, где раньше не чувствовала ничего подобного,
но и потому, что это движение явилось следствием прес-
тупления заповеди. Ибо она почувствовала теперь, какою
раньше облечена была благодатью, когда в наготе своей
не испытывала ничего непристойного. В этом случае
исполнились слова: "По благоволению Твоему, Господи,
Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я
смутился" (Пс. XXIX, 8). В состоянии этого смущения
они прибегли к фиговым листьям, сшили опоясания и,
утратив достославное, прикрыли ими срамное. Не думаю,
чтобы в этих листьях они видели что-нибудь такое, чем
считали приличным прикрыть свои уже зудевшие члены;
но в своем тогдашнем смущении они, сами того не зная,
тайным инстинктом расположились устроить такое обоз-
начение своего наказания, которое бы обличало деяние
грешников и, будучи описано, назидало читателя.
Глава XXXIII
"И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во
время прохлады дня". В именно этот (предвечерний) час
прилично было посетить тех, которые отпали от света
истины. Может быть, прежде Бог говорил с ними другими
способами, внутренне, как говорит Он с ангелами, непре-
ложною истиной просвещая их умы, которым дано знать
разом все, что происходит во времени даже и не разом.
Может быть, говорю, Он говорил с ними хотя и не с
таким уделением божественной премудрости, которую полу-
чают ангелы, но, по человеческой мерке, с гораздо мень-
шим, однако таким же самым образом, а может быть и
таким, который совершается при посредстве твари или в
состоянии экстаза через телесные образы, или же через
614