Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/613"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
но в том и другом случае правосудно и милостиво, через
глубину богатства премудрости Божией.
Глава XXX
"И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не
ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею:
плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева,
которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прика-
сайтесь к ним, чтобы вам не умереть". Сначала спрашивает
змий, а потом отвечает жена; из этого явствует, что
преступление было неизвинительным, ибо уже никак нельзя
сказать, что жена забыла заповедь Божью. Хотя, впрочем,
и забвение заповеди, тем паче всего-то одной и столь
необходимой, делало бы ее виновной в предосудительном
небрежении; но преступление этой заповеди является оче-
виднее, когда она помнится и когда оскорбляется как бы
присутствующий в памяти Бог.
"И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог,
что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза
ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Если
на основании этих слов она поверила, что им воспрещено
от Бога нечто доброе и полезное, то не существовало ли
уже в душе ее любви к собственной власти и гордого
самопревозношения, которые нужно было этим искушением
победить и уничтожить? Затем, не удовольствовавшись
словами змея, она взглянула на дерево, "увидела... что
дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и
вожделенно" и не веря, чтобы можно было от него умереть
(вероятно, она подумала, что слова "чтобы вам не умереть"
были изречены Богом для какого-нибудь знаменования),
взяла от плода его, ела и дала мужу своему, с каким-нибудь,
может быть, словом убеждения, о чем Писание умолчало
и оставило только догадываться. А может быть, впрочем,
муж не имел уже и надобности н убеждении, раз видел,
что жена не умерла от этого вкушения.
611