Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/611"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
к собственной власти, он мог бы произвести это и при
помощи одного только инстинкта внутренне, как действовал
он в Иуде, чтобы тот предал Христа; но, как я уже сказал,
диавол имеет волю искушать, но не в его власти было
ни совершить искушение, ни то, как его совершить.
Отсюда, он совершил искушение потому, что ему было
попущено, и совершил так, как было попущено; но он
не знал и не хотел, чтобы какому-нибудь роду людей
было полезно то, что он сделал, и вот этим-то самым он
и был поруган ангелами.
Глава XXVIII
Таким образом, змей не понимал тех словесных звуков,
которые слышала от него жена. Ибо немыслимо, чтобы
его душа была превращена в разумную природу, так как
и сами люди, хотя природа их и разумна, не знают, что
говорят, когда в них говорит демон в болезненном их
состоянии, при котором бывают нужны заклинания; тем
менее змей понимал словесные звуки, которые через него
и из него производил диавол, так как он не понял бы
и говорящего человека, если бы слышал его в состоянии,
свободном от диавольского влияния.
Даже и в том случае, когда, как думают, змеи слышат
и понимают слова марсов*, выползая при их заклинаниях
из своих логовищ, — даже и тогда действует диавольская
сила, являя, что и чему всеобщее промышление подчиняет
по естественному порядку и что оно с премудрою властью
дозволяет даже злым волям; вследствие этого змеи чаще
повинуются заклинаниям людей, чем какой-либо другой
род животных. Последнее обстоятельство служит свиде-
тельством того, что человеческая природа первоначально
была прельщена речью змея. Демоны радуются такой
данной им власти, что по заклинанию людей они могут
употреблять змей для обмана тех, кого хотят обмануть.
Людям же дозволяется это для увековечивания в них
* Марсы — народ, живший ц Лации и известный ворожбою и
заклинанием змей.
609