Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/610"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
преступление он был отлучен со своими сообщниками от
остальных ангелов еще до своего греха, коль скоро он не
знал о своем будущем падении, а они были уверены в
своей твердости, если только мы нисколько не сомневаемся,
с одной стороны, что согрешившие ангелы свергнуты как
бы в темницу сего воздушного, лежащегб поверх земли
мрака, согласно с апостольскою верою, что они сохраняются
для наказания на суде (II Пет. II, 4), с другой — что в
высшем блаженстве ангелов нет неизвестности касательно
вечной жизни.
Ведь и нам, по милосердию и благодати Божьей и по
истинному обетованию, не неведома будущая жизнь, когда
мы, по воскресении и изменении настоящих тел, соединены
будем со святыми ангелами. Ради этой надежды мы живем
и ради этого обетования воссозидаемся. Все же прочее,
что можно еще сказать о диаволе, а именно: почему
сотворил его Бог, если предвидел, что он будет таким, и
почему, будучи всемогущим, не обратил его воли на добро,
— все это прояснится или, по крайней мере, приоткроется,
когда речь у нас пойдет о злых людях.
Глава XXVII
Итак Тем, Кто имеет высшую власть над всею тварью
через святых ангелов, которыми диавол бывает поруган,
когда даже и сама злоба его обращается на пользу Церкви
Божией, попущено было диаволу искусить жену не иначе,
как при посредстве змея, а мужа — не иначе, как через
жену. Но в змее он говорил, пользуясь им как органом
и двигая его природу так, как мог он ее двигать, а она
— двигаться для выражения слов и телесных знаков, при
помощи коих жена могла бы понять волю обольстителя;
в жене же, природе разумной, которая может пользоваться
своим собственным движением для произнесения слов,
говорил уже не диавол, а его действие и убеждение, хотя
при помощи сокровенного инстинкта он более внутренне
способствовал тому, что при помощи змея раньше произвел
внешним образом. В душе, охваченной гордой любовью
608