Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/61"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
как сказанное могло подействовать на тех, которые не в
состоянии постигнуть разумом эту высоту милости, он
говорит: "Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Да
не будет" (там же, 14). Неправдой кажется то, что Бог
без каких бы то ни был заслуг добрыми или злыми делами
одного любит, другого ненавидит. Если бы он хотел указать
на будущие дела, или добрые одного, или дурные другого,
которые Бог предвидел, он никогда не сказал бы: "не от
дел", но сказал бы: "от будущих дел", и таким путем он
разрешил бы этот вопрос и не вызвал бы никакого другого
вопроса, подлежащего разрешению. Теперь же, когда он
ответил: "да не будет", т. е. да не будет неправды у Бога,
он в доказательство того, что это произошло не по
какой-нибудь неправде Божией, говорит: "Ибо говорит Он
Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею"
(там же, 15 и Исх. XXXIII, 19). Да и кто, кроме безумного,
может считать Бога несправедливым, когда Он или до-
стойного по суду наказывает, или недостойного по милости
жалеет? Потом он заключает и говорит: "Итак, (дело это)
не желающего и не подвизающегося, но милующего Бога"
(там же, 16). Итак, оба близнеца родились по природе
чадами гнева (Еф. II, 3), не за какие-нибудь собственные
дела, но по происхождению от Адама связанные оковами
осуждения. Но Тот, Кто сказал: "кого миловать, помилую",
Иакова возлюбил по незаслуженной милости, Исава же
возненавидел по заслуженному суду. Так как для обоих
это было определено раньше, то один из них ясно увидел,
что коль скоро при одинаковых обстоятельствах его не
постигло одинаковое наказание, ему нужно хвалиться не
избытком своих заслуг, но богатством Божеской милости,
потому что это —дело "не желающего и не подвизающегося
Бога". Возвышеннейшим и спасительнейшим таинством
открывается, что вся наружность и (если можно так
выразиться) выражение лица священного Писания убеждает
благомыслящих в том, "чтобы хвалящийся хвалился Гос-
подом (1 Кор. I, 31, Иерем. IX, 24).
99. Указав же на милосердие Божие в словах: "Итак
(это дело) не желающего и не подвизающегося, но милу-
ющего Бога", он затем, чтобы указать и на суд (потому
59