Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
столько познать путь правды, сколько, познав его, опять
отвратиться от проповеданной им святой заповеди. Этот
непотребнейший род описывает Господь, когда говорит,
, что нечистый дух выходит из человека, потом возвращается
с другими семью и водворяется в доме, который нашел
уже вычищенным; "и бывает для человека того последнее
хуже первого" (Мф. XII, 44). К такому роду людей,
который уже становится телом диавола, относятся и сле-
дующие слова: "Ты был помазанным херувимом, чтоб
осенять (т. е. престолом Божиим, что в переводе означает
"многоразличное знание"), и Я поставил тебя на то; ты
был на святой горе Божией (т. е. в Церкви), ходил среди
огнистых камней (т. е. святых, духом служащих живых
камней). Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения
твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония" (Иез. XXVIII,
14, 15). Эти места должны быть подвергнуты более тща-
тельному рассмотрению, в результате которого, возможно,
найдется и другое их понимание, но и такое понимание,
конечно же, справедливо.
Глава XXVI
Но так как это завело бы нас слишком далеко, а,
между тем, вопрос наш требует от нас совсем других
рассуждений, то достаточным будет сказать, что или дьявол
по нечестивой гордости с самого начала отпал от блажен-
ства, которое он мог бы иметь, если бы захотел, или
существуют в нашем мире другие ангелы низшего служения,
среди которых он жил, наслаждаясь, сам того не зная,
некоторым блаженством и от сообщества с которыми отпал
по гордому нечестию вместе со своими ангелами, как
архангел. Если это последнее каким-нибудь образом можно
утверждать (что, впрочем, было бы странным), то нужно
найти объяснение или тому, каким образом все святые
ангелы, если некогда диавол жил среди них вместе со
своими ангелами такою же блаженною жизнью, еще не
знали наверное о своем постоянном блаженстве, а получили
это знание уже после его падения, или тому, за какое
20 Зак. 3645
607