Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
например в словах: "Враг человек сделал это" (Мф. XIII,
28), так в Евангелии же называется диаволом тот, кто
был человеком, например, в словах: "Не двенадцать ли
вас избрал Я? но один из вас диавол" (Иоан. VI, 70). И
так же тело Христово, т. е. Церковь, называется Христом,
например в словах: "Вы семя Авраамово и /ю обетованию
наследники" (Гал. III, 29), ибо несколько выше апостол
сказал: "Но Аврааму даны были обетования и семени его.
Не сказано "и потомкам", как бы о многих, но как об
одном: "и семени твоему", которое есть Христос" (Гал.
III, 16). И еще: "Ибо, как тело одно, но имеет многие
члены, и все члены одного тела, хотя их и много,
составляют одно тело, — так и Христос" (I Кор. XII,
12). Так точно и диаволово тело, глава коему — диавол,
т. е. множество нечестивых, в особенности же тех, которые
отпадают от Христа или Церкви, как бы спадая с неба,
называется диаволом, и многое, что приличествует не
столько главе, сколько телу и членам, в иносказательном
смысле относится к этому телу. Таким образом, под
денницей, которая всходила утром и пала, можно разуметь
род отступников или от Христа, или от Церкви; ибо как
он обращается к тьме, лишившись света, носителем ко-
торого был, так и те, которые обращаются к Богу, переходят
от тьмы к свету, т. е. бывши тьмою, становятся светом.
Глава XXV
Также и под образом князя Тирского разумеют диавола,
и слова пророка Иезекииля: "Ты печать совершенства,
полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме,
в саду Божием; твои одежды были украшены..." (Иез.
XXVIII, 12, 13), и т. д., приличествуют не столько самому
духу — князю лукавства, сколько телу его. Ибо раем
называется Церковь, как читаем в Песни Песней: "Запертый
сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запе-
чатанный источник" (IV, 12). От нее отпали еретики или
видимо, телесным образом, или скрыто, духовным образом,
для видимости оставаясь в ней, ибо им нужно было не
606