Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/607"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава XXIII
Таким образом, мысль, что диавол никогда не стоял в
истине и что он никогда не проводил блаженной жизни
с ангелами, а пал с самого начала своего сотворения,
надобно понимать так, что он развратился по собственной
воле, а не сотворен Богом злым; в противном случае не
следовало бы и говорить, что он от начала пал, ибо он
не пал, раз таким и сотворен. Но будучи сотворен, он
постоянно отвращается от света истины, надмеваясь гор-
достью и развращаясь вожделением собственной власти;
почему он и не вкусил сладости блаженной и ангельской
жизни, которой он не возгнушался, уже получив ее, а
оставил и обошел ее, не пожелав принять. Отсюда, он не
мог наперед знать о своем падении, так как мудрость есть
плод благочестия. Он же, будучи постоянно нечестивым
и, следовательно, по уму слепым, отпал не от того, что
уже получил, но от того, что получил бы, если бы пожелал
быть покорным Богу; а так как он этого не пожелал, то
и от того отпал, что имел получить, и от Того не укрылся,
Кому не захотел покориться. Поэтому совершенно заслу-
женно случилось с ним, что он не может ни услаждаться
светом правды, ни освободиться от ее приговора.
Глава XXIV
Отсюда, слова пророка Исайи: "Как упал ты с неба,
денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд
Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме
богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду
подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины
преисподней" (Ис. XIV, 12 — 15), —слова, которые под
Вавилонским царем разумеют диавола, весьма во многом
относятся к его телу, которое он набирает и из челове-
ческого рода, и в особенности к тем, которые, отпав от
заповедей Божьих, соединяются с ним гордостью. Ибо как
человеком называется в Евангелии тот, что был диавол ом,
605