Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
которого Ты сотворил играть в нем" (Пс. ОН, 26), если
только выражение: "это — верх путей Божиих" тождест-
венно с выражением: "которого Ты сотворил"), т. е. как
бы так, что он был Богом в начале создан злым, завист-
» ливым обольстителем, совершенно диаволом; не своею
волею развратился, а таким и сотворен.
Глава XXI
Но как согласовать это мнение с написанным, что Бог
сотворил все "хорошо весьма"? Правда, они стараются
оправдать себя и не без натяжек утверждают, что не только
в первом своем творении, но даже и в настоящее время,
при существовании стольких развращенных воль, все сот-
воренное в целом, т. е. вся решительно тварь, "хороша
весьма" не потому, что злые в ней добры, а потому, что
они не проявляют своей злости настолько, чтобы красота
и порядок вселенной под властью, премудростью и силой
Бога-Промыслителя обезобразилась и нарушилась в какой-
либо своей части, ибо каждой из воль, даже и злой,
определены известные и соответственные границы власти
и известное количество заслуг, так что и при существовании
этого рода воль, упорядочиваемых соответствующим и
справедливым образом, вселенная остается прекрасной. Но
так как каждому представляется истинным и очевидным,
что было бы несправедливым, если бы Бог безо всякой
предшествующей заслуги осуждал в ком-либо то, что Сам
и сотворил, и так как об осуждении диавола и ангелов
его мы встречаем несомненный и ясный рассказ в Еван-
гелии, в котором Господь предвозвестил, что Он скажет
тем, которые по левую сторону Его: "Идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам
его" (Мф. XXV, 41), то надобно думать, что осуждения
на вечный огонь должна ожидать с диаволом не природа,
которую сотворил Бог, а собственная его злая воля.