Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/604"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
они некогда вследствие известного изменения на лучшее
будут в этом уверены, — сказать так едва ли допустимо;
разве что мы скажем, что эти ангелы были так сотворены
и в своем мировом служении подчинены другим более
высшим и блаженным ангелам, чтобы за правильное про-
хождение возложенных на них обязанностеА^могли получить
блаженную и высшую жизнь, относительно которой могли
бы быть вполне уверены и радуясь надеждой на которую
могли бы быть уже названы блаженными. Если из числа
их ниспал диавол с сообщниками своей неправды, то это
подобно тому, как отпадают от праведности веры и люди,
которые уклоняются с правого пути вследствие подобной
же гордости, или обольщая самих себя, или же послушно
следуя за тем же обольстителем.
Но пусть кто может, утверждает эти два класса ангелов
— пренебесных, в числе которых никогда не был тот,
кто вследствие падения стал диаволом, и мирских, в числе
которых он находился, — я со своей стороны признаюсь,
что пока не встретил в Писании ничего такого, что
подтверждало бы наличие этих двух классов, но в виду
вопроса, знал ли диавол прежде, чем пал, о своем падении,
я, чтобы не сказать, будто ангелы или теперь не уверены,
или были когда-нибудь не уверены в своем блаженстве,
высказался так, что есть основание думать, что диавол
пал и не устоял в истине в самого начала творения, то
есть или с самого начала времени, или с начала своего
создания.
Глава XX
Поэтому иные полагают, что он впал в эту злобу не
по своей свободной воле, а был с нею сотворен, хотя
сотворен всевышним и истинным Господом Богом, творцом
всех природ, и приводят свидетельство из книги Иова, в
которой, когда речь идет о диаволе, написано: "Это —
верх путей Божиих: только Сотворивший его может при-
близить к нему меч Свой" (XL, 14) (а этому изречению
соответствует написанное в псалме: "Там этот левиафан,
602