Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/603"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
мог быть истинно блаженным, или уверен ложной над-
еждой, и в таком случае был глупцом.
Но мы можем, однако, иметь представление о своего
рода блаженной жизни человека, который находится еще
* в душевном теле и которому за послушную жизнь должны
быть даны сообщество ангелов и изменение душевного
тела в духовное, хотя бы он и не знал о будущем грехе
своем. Ибо не знали этого и те, которым апостол говорит:
"Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные
исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый
за собою, чтобы не быть искушенным" (Гал. VI, 1), и
тем не менее не будет странным и нелепым, если мы
скажем, что они были блаженными уже потому, что были
духовными, не телом, а праведностью веры, "утешаясь
надеждой и в скорби терпеливы" (Рим. XII, 12). Тем
больше и полнее был блажен в раю первый человек, хотя
и не знал о своем будущем падении, так как награда
будущего изменения наполняла его такою радостью, что
в нем не было никакой скорби, для перенесения которой
ему важно было бы терпение. Ибо его уверенность была
не тщетным упованием на неизвестность, как у глупца,
но верующего надеждой; прежде чем достигнуть того
состояния, когда ему надлежало быть вполне уверенным
в своей вечной жизни, он мог радоваться, как написано,
с трепетом (Пс. II, 12), и этой радостью пребывать в раю
гораздо более блаженным, чем блаженны святые в насто-
ящей жизни, хотя, конечно, и некоторым более низким
образом, чем будут блаженны святые в вечной жизни
святых и пренебесных Ангелов, но во всяком случае —
своим образом.
Глава XIX
Сказать же о некоторых ангелах, что они могли быть
в своем известном роде блаженными, не будучи уверены
в своей будущей неправедности и в осуждении, или, по
крайней мере, в постоянном благополучии, так как для
них в таком случае не существовало бы надежды, что и
601