Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
А если так, значит — он не был блажен в равной с
ними степени, даже совсем не был блажен, потому что
вполне блаженные уверены в своем блаженстве, так что
не смущаются уже никаким страхом. Каким же злом он
отличался от остальных так, что Бог не открыл ему того
будущего, которое его касалось? Неужели Jj>or был мсти-
телем раньше, чем диавол стал грешником? Да не будет!
Бог не наказывает невинных. Или, может быть, диавол
принадлежал к другому роду ангелов, которым Бог не
сообщил предвидения их будущего? Но я не понимаю,
как могли бы они быть блаженными, если бы им не было
известно их собственное блаженство. Иные полагают, что
диавол принадлежал не к той высшей природе ангелов,
которые превыше небес, а к природе тех, которые были
сотворены и облечены служением в несколько низшей
части мира. Допустим, что такие ангелы могли увлечься
чем-нибудь и недозволенным; однако подобное увлечение
они, если бы не захотели грешить, могли бы обуздать с
помощью свободной воли, как и человек, в особенности
же — первый человек, еще не имевший в членах наказания
за грех, так как с помощью благодати Божией даже и
это наказание превозмогается благочестием святых и пре-
данных Богу людей.
Глава XVIII
Далее, вопрос о том, может ли быть назван блаженным
тот, кому неизвестно, будет ли он постоянно проводить
блаженную жизнь, или же когда-нибудь она сменится для
него злополучием, — вопрос этот может возникнуть и
относительно блаженной жизни самого первого человека.
В самом деле, если он знал наперед о своем будущем
грехе и божественном наказании, то как же он мог быть
блаженным? Стало быть, в раю он не был блаженным.
Но, может быть, он не знал о своем будущем грехе? Но
тогда вследствие этого незнания он или не был уверен в
своем блаженстве, и в таком случае каким образом он
600