Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
к себе лишает возгордившийся дух святого общества, и
когда он пресыщается неправдой, повергает его в злопо-
лучие. Поэтому в другом месте, сказав: "Ибо люди будут
самолюбивы" (II Тим. III, 2), апостол вслед затем прибав-
ляет "сребролюбивы", переходя от жадности в общем
смысле, глава которой — гордость, к жадности в частном
смысле, которая свойственна людям. Ибо люди не были
бы и сребролюбцами, если бы не считали себя превосходнее
богатых. Противоположная этому недугу любовь "не завиду-
ет, не превозносится, не гордится" (I Кор. XIII, 5), т. е.
не услаждается частным превосходством, а потому и не
превозносится.
Эти два рода любви, из коих одна святая, а другая
нечистая; одна общественная, а другая частная; одна —
пекущаяся об общей пользе во имя высшего общества, а
другая даже и общее благо направляющая к собственной
власти во имя самолюбивого господствования; одна покор-
ная Богу, а другая с Ним соперничающая; одна спокойная,
а другая страстная; одна мирная, а другая мятежная; одна
— предпочитающая истину похвалам заблуждающихся, а
другая — жадная ко всевозможным похвалам; одна дру-
желюбная, а другая завистливая; одна — желающая ближ-
нему того же, чего и себе, а другая желающая подчинения
ближнего себе самой; одна — управляющая ближним во
имя пользы ближнего, а другая — во имя своей пользы,
— эти два рода любви существовали еще в ангелах, один
— в добрых, а другой — в злых, и положили различие
между двумя градами, образовавшимися в человеческом
роде под дивною и неизреченною властью управляющего
всею тварью промысла Божия, — град праведных и град
нечестивых. Из их временного смешения проходит насто-
ящий век, пока на последнем суде они не будут разделены,
и один, соединившись с добрыми ангелами, наследует со
своим Царем вечную жизнь, а другой, соединившись со
злыми ангелами, будет отослан со своим царем в огонь
вечный. Об этих двух градах, если Господу будет угодно,
мы, может быть, скажем подробнее в другом месте.
598