Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/60"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
97. Однако, апостол весьма справедливо заметил о Боге:
"Который хочет, чтобы все люди спаслись" (I Тим. II,
4). Но так как гораздо большая часть людей не спасается,
то кажется, что желание Бога не исполняется и что именно
человеческая воля ограничивает волю Божию. Ведь когда
спрашивают, почему не все спасаются, обыкновенно отве-
чают: "Потому, что сами не желают этого". О детях,
конечно, так нельзя сказать; им не свойственно ни желать,
ни не желать. Ибо, хотя при крещении они порой и
сопротивляются, однако мы говорим, что они спасаются
и не желая. Но в Евангелии Господь, обличая нечестивый
город, говорит яснее: "Сколько раз хотел Я собрать детей
твоих, как наседка своих птенцов, и вы не захотели!"
(Мф. XIII, 37), как будто воля Божия была превышена
волей человеческой и, вследствие сопротивления слабей-
ших, Сильнейший не смог сделать того, что желал. И где
же то всемогущество, коим на небе и на земле Он сделал
все, что захотел, если хотел собрать детей Иерусалима, и
не сделал? Не верите ли, что Иерусалим не захотел, чтобы
дети его были собраны Им, но и при его нежелании Он
собрал тех детей его, каких захотел, потому что "на небе
и на земле" Он не то, чтобы одно захотел и сделал,
другое же захотел и не сделал, но "все, что восхотел,
сотворил" (Пс. СХШ, И).
98. Кто, далее, будет столь неразумен, чтобы сказать,
что Бог не может обратить злую волю людей, какую,
когда и где захочет, в добро? Но если Он делает это,
делает по милости, а если не делает, не делает по суду.
"Потому что кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает"
(Рим. IX, 18). Это, как говорил апостол, указывало на
благодать, об откровении которой по отношению к тем
близнецам во чреве Ревекки он уже раньше сказал: "Когда
они еще не родились и не сделали ничего доброго или
худого, дабы изволение Божие в избрании пребывало, не
отдел, но от Призывающего, сказано было ей, что больший
будет в порабощении у меньшего" (Рим. IX, 11, 12, Быт.
XXV, 23). По этому поводу он привел другое пророческое
свидетельство, где написано: "Иакова Я возлюбил, Исава
же возненавидел" (Рим. IX, 13, Малах. I, 2). Чувствуя,
58