Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сказано короче, чем ты желал бы, и потому со временем
снова попросишь объяснить тебе все, относящееся к этим
трем пунктам, в отдельности: во что именно должно верить,
на что нужно надеяться, что любить. А когда я это сделаю,
то тогда здесь будет все, о чем ты просишь в своем
письме, а именно: чтобы одно ты, имея у#себя копии,
мог бы перечитать, другое же — вновь изучать в моем
изложении.
4. По твоим словам ты желаешь, чтобы я написал для
тебя книгу, которую ты имел бы в качестве, как говорят,
энхиридиона, и которую ты мог бы всегда носить с собой;
книгу, содержащую основные требования, т. е. чему прежде
всего должно следовать и чего, главным образом, дабы не
впасть в ересь, избегать, насколько имеет значение для
религии разум, даже тогда, когда трудно найти между
ними согласия, что находится в начале, а что — в конце,
в чем сущность исповедания и каково истинное и един-
ственное основание католической веры. Все то, о чем ты
спрашиваешь, ты, без сомнения, будешь знать; ты узнаешь,
во что должно верить, на что нужно надеяться, что любить.
А это и есть главнейшее, даже единственное, чего нужно
держаться в религии. Всякий же, кто с этим не согласен
— или совсем чужд имени Христа, или еретик. Определить
это существо католической веры нужно путем рациональ-
ным — или с помощью внешних чувств, или же нашей
мыслительной способностью. А относительно того, что не
может быть постигнуто нами ни разумом, ни опытным
путем — тут следует верить безо всякого сомнения свиде-
телям, оставившим писания, уже удостоившиеся наимено-
вания Божественных: они могли видеть все по вдохновению
свыше и даже предвидеть, созерцая или телесными очами,
или духовно.
5. Наученный начаткам веры, укрепленный любовью
разум при добродетельной жизни порой достигает даже
виденья, где святым и совершенным сердцам открывается
неизреченная красота, созерцание которой — высшее бла-
женство. Это, несомненно, и есть то, о чем ты спраши-
ваешь: "что находится в начале, а что — в конце".
Начинают верой, оканчивают виденьем. Последнее есть
4