Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/599"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
он отпал от того общества и той любви, какою блаженны
ангелы, услаждающиеся Богом, или же он находился
некоторое время в сонме ангелов, будучи и сам также
праведным и блаженным? Некоторые говорят так, что он
ниспал с высших степеней, позавидовав человеку, сотво-
ренному по образу Божию. Но ведь зависть следует из
гордости, а не предшествует ей, ибо не зависть — причина
гордости, а гордость — зависти, поскольку гордость есть
любовь к собственному превосходству, а зависть — отвра-
щение к чужому благополучию. Вследствие любви к соб-
ственному превосходству каждый завидует или равным себе
за то, что они ему равны, или низшим, боясь, чтобы они
не стали ему равны, или высшим, так как сам им не
равен. Итак, от гордости каждый бывает завистлив, а не
от зависти — горд.
Глава XV
Поэтому Писание определяет гордость как начало вся-
кого греха, говоря о том, что начало всякого греха —
гордыня (Сир. X, 15). С этим свидетельством согласуется
и то, что говорит апостол: "Корень всех зол есть среб-
ролюбие" (I Тим. VI, 10), если под "сребролюбием"
понимать жадность, вследствие которой каждый желает
чего-либо больше, чем следует, во имя своего превосходства
и по причине некоторой любви к собственности, которой
латинский язык мудро присвоил имя частной (privatus),
так как, очевидно, свое имя она получила скорее от
потери, чем прибыли. Ибо всякая потеря части (privatio)
делает меньшим (целое). Отсюда, чем гордость хочет воз-
выситься, то и повергает ее в тесноту и недостаточность,
коль скоро предосудительной любовью к себе направляется
от общего к своему собственному. Но есть жадность
особенная, которая называется сребролюбием. Обозначая
этим названием частный вид, апостол хотел дать понять,
что он разумеет жадность как таковую. Ибо вследствие
жадности пал и диавол, который любил, конечно, не
деньги, а собственную власть. Посему превратная любовь
597