Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
происходит природа змея: по слову Божию, земля произвела
всех скотов, зверей и пресмыкающихся; и вся эта тварь,
имея в себе живую неразумную душу, по закону божест-
венного промышления подчинена разумной, доброй или
злой, природе. Что же удивительного, если диаволу попу-
щено было совершить нечто при посредстве змея, когда
и сам Христос попустил демонам войти в свиней?
Глава XIII
Еще более тонкие вопросы поднимаются обыкновенно
о самой природе диавола, которую некоторые еретики,
поражаясь его злою волей, стараются совсем вывести из
ряда тварей всевышнего и истинного Бога и дать ему
другое, противное Богу начало. Они не могут понять, что
все существующее, поскольку оно есть какая-нибудь суб-
станция, представляет собою нечто доброе и может быть
только от того истинного Бога, от которого происходит
все доброе, но злая воля движется беспорядочно, пред-
почитая низшие блага высшим; так и произошло, что дух
разумной природы, увлекшись своею властью, надмился
гордостью, вследствие которой и лишился блаженства ду-
ховного рая и начал мучиться завистью. Однако, и в нем
есть нечто доброе, а именно то, что он живет и оживляет
тело — воздушное ли, как дух самого диавола или демона,
или же земное, как душа какого-нибудь злого и извра-
щенного человека. Таким образом, не допуская, чтобы
что-нибудь, сотворенное Богом, грешило, они называют
субстанцию самого Бога поврежденною и извращенною,
сначала по необходимости, а потом и по воле. Но об
этом их безумном заблуждении мы уже говорили в другом
месте.
Глава XIV
В настоящем же произведении мы должны вести речь
о диаволе на основании священного Писания. И прежде
всего, с самого ли начала мира, увлеченный своею властью,
596